С 1 января 2006 года учесть в расходах закупленные товары можно будет только по мере их реализации. Причем отнести на расход можно только тот товар, который оплачен.
Также и с НДС. Сейчас к расходам можно отнести всю сумму НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) при условии, что они оприходованы и оплачены (подп. 8 п.1 ст. 346.16 НК). Причем неважно, списана ли на расходы стоимость этих товаров (письмо Минфина от 3 марта 2005 г. № 03-03-02-04/ 1/52).
С 1 января 2006 года НДС с закупленных товаров попадет в расходы при выполнении двух условий. Первое – оплата товаров, второе – их реализация покупателю (новая редакция подп. 8 п. 1 ст. 3).
Все относительно несложно, если предположить, что у пользователя оплата за товар происходит полностью и вовремя. Но жизнь сложная штука и полна отклонений. Частичная оплата и даже переплаты при расчетах – нормальное дело для постоянных партнеров.
Итак, рассмотрим, что должен будет сделать бухгалтер, использующий УПРОЩЕННУЮ систему налогообложения с 2006 года.
Задача 1.
Себестоимость отгруженного (реализованного) товара может быть никак не связана с суммой, которую упрощенец вправе отнести на расход.
В момент реализации товара (учет продаж) надо будет делать проводку Д 45 К 41 на складскую стоимость реализованного товара (средняя стоимость, ФИФО или ЛИФО). После этого надо проверять необходимость (возможность) формирования проводки, связанной с расходом по реализованному товару Д 90.2 К 45. Проводка эта имеет право быть в том случае, если отгруженный товар хотя бы частично был оплачен поставщику. Если оплата за товар была, то следующая задача – рассчитать сумму.
Задача 2.
Выявляем, насколько реализованный товар оплачен.
Этот этап один из самых запутанных. Например, если по одному документу приходуется ОС, оплата производится частично, потом у этого же контрагента по следующему документу приходуется товар и оплата также производится частично. Вопрос – частичная оплата за товар погашает оставшийся долг по ОС или считается оплатой именно за товар?
Если говорить о правилах учет дебеторско-кредиторской задолженности, то она ведется по контрагенту в целом, а по отдельным операциям с ним. Следовательно, в примере выше будем исходить из того, что за товары оплата могла и не поступить, пока не рассчитались за ОС.
Если в данном примере вместо ОС будут услуги, не учитываемые для целей налогообложения, то вопрос становится еще более существенным.
Таким образом, при оприходовании оформление оплаты за него еще не говорит о том, что эта оплата может быть учтена (полностью учтена) для целей налогообложения.
Далее. Предположим, что товар все же частично оплачен. Следовательно, в момент реализации определенную часть себестоимости оплаченного товара можно отнести на расход. Но вопрос какую? Если частично оплатили 100 единиц товара, а продаем 10 единиц, то считаем, что продаем как раз те 10 единиц, которые полностью оплачены? Или считаем, что частичная оплата за товар пропорционально распределяется на все оприходованные товары? Да еще и товары оприходуются по разной цене, значит степень из «оплаченности» также можно считать методами расчета по средней стоимости, ФИФО и ЛИФО.
Честно говоря, сомнительно, что рядовой предприниматель осилит все эти алгоритмы расчета.
Задача 3.
Товар реализовали и частично отнесли его на расходы. Позже рассчитались окончательно с каким-то поставщиком (это еще не означает, что со всеми). Теперь надо вычислить, не рассчитались ли мы товар, который уже был реализован ранее (и соответственно его стоимость не полностью отнесена на расходы). И если такие товар (товары) есть, то надо опять сформировать проводку Д 90.2 К 45 на сумму оплаты за ранее реализованный товар. Остается только посчитать, сколько именно было ЭТОГО реализовано товара и на сколько ИМЕННО он был не оплачен. Не самая упрощенная задача.
Задача 4.
После того, как определили, какую сумму самого реализованного (или в последствии оплаченного) товара можно отнести на расходы надо рассчитать, какую модно списать сумму НДС по данному товару.
Один и тот же товар может приходоваться то с НДС, то без НДС (разные поставщики), да и стоимость товара может меняться, следовательно меняется и сумма НДС. Выходит, что сумму НДС надо считать параллельно со стоимостью товара. Методы, по всей видимости, те же: по средней стоимости (ФИФО, ЛИФО). А, следовательно, и этот вопрос надо выносить в учетную политику организации?
Таким образом, при отнесении на расходы себестоимости товара (либо при отгрузке, либо при последующей оплате поставщику за него), надо рассчитывать соответствующую ей сумму НДС. И рассчитать правильно.
Кстати, все эти вопросы касаются и тех, кто будет вести производственные операции (в части учета расходов при списании материалов в производство).
Ну и в заключении небольшой опрос:
1. Вы поняли, как правильно надо вести учет по упрощенной системе?
2. Если поняли, то согласны, что учет по ОСНО гораздо проще?
3. Вы слышали о том, что существует на рынке такая бухгалтерская программа, которая решит все эти задачи автоматически и представит Вам отчет, как именно все просчиталось (не «можно сделать», а именно существует)?
Буду благодарен за мнения.
Также и с НДС. Сейчас к расходам можно отнести всю сумму НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) при условии, что они оприходованы и оплачены (подп. 8 п.1 ст. 346.16 НК). Причем неважно, списана ли на расходы стоимость этих товаров (письмо Минфина от 3 марта 2005 г. № 03-03-02-04/ 1/52).
С 1 января 2006 года НДС с закупленных товаров попадет в расходы при выполнении двух условий. Первое – оплата товаров, второе – их реализация покупателю (новая редакция подп. 8 п. 1 ст. 3).
Все относительно несложно, если предположить, что у пользователя оплата за товар происходит полностью и вовремя. Но жизнь сложная штука и полна отклонений. Частичная оплата и даже переплаты при расчетах – нормальное дело для постоянных партнеров.
Итак, рассмотрим, что должен будет сделать бухгалтер, использующий УПРОЩЕННУЮ систему налогообложения с 2006 года.
Задача 1.
Себестоимость отгруженного (реализованного) товара может быть никак не связана с суммой, которую упрощенец вправе отнести на расход.
В момент реализации товара (учет продаж) надо будет делать проводку Д 45 К 41 на складскую стоимость реализованного товара (средняя стоимость, ФИФО или ЛИФО). После этого надо проверять необходимость (возможность) формирования проводки, связанной с расходом по реализованному товару Д 90.2 К 45. Проводка эта имеет право быть в том случае, если отгруженный товар хотя бы частично был оплачен поставщику. Если оплата за товар была, то следующая задача – рассчитать сумму.
Задача 2.
Выявляем, насколько реализованный товар оплачен.
Этот этап один из самых запутанных. Например, если по одному документу приходуется ОС, оплата производится частично, потом у этого же контрагента по следующему документу приходуется товар и оплата также производится частично. Вопрос – частичная оплата за товар погашает оставшийся долг по ОС или считается оплатой именно за товар?
Если говорить о правилах учет дебеторско-кредиторской задолженности, то она ведется по контрагенту в целом, а по отдельным операциям с ним. Следовательно, в примере выше будем исходить из того, что за товары оплата могла и не поступить, пока не рассчитались за ОС.
Если в данном примере вместо ОС будут услуги, не учитываемые для целей налогообложения, то вопрос становится еще более существенным.
Таким образом, при оприходовании оформление оплаты за него еще не говорит о том, что эта оплата может быть учтена (полностью учтена) для целей налогообложения.
Далее. Предположим, что товар все же частично оплачен. Следовательно, в момент реализации определенную часть себестоимости оплаченного товара можно отнести на расход. Но вопрос какую? Если частично оплатили 100 единиц товара, а продаем 10 единиц, то считаем, что продаем как раз те 10 единиц, которые полностью оплачены? Или считаем, что частичная оплата за товар пропорционально распределяется на все оприходованные товары? Да еще и товары оприходуются по разной цене, значит степень из «оплаченности» также можно считать методами расчета по средней стоимости, ФИФО и ЛИФО.
Честно говоря, сомнительно, что рядовой предприниматель осилит все эти алгоритмы расчета.
Задача 3.
Товар реализовали и частично отнесли его на расходы. Позже рассчитались окончательно с каким-то поставщиком (это еще не означает, что со всеми). Теперь надо вычислить, не рассчитались ли мы товар, который уже был реализован ранее (и соответственно его стоимость не полностью отнесена на расходы). И если такие товар (товары) есть, то надо опять сформировать проводку Д 90.2 К 45 на сумму оплаты за ранее реализованный товар. Остается только посчитать, сколько именно было ЭТОГО реализовано товара и на сколько ИМЕННО он был не оплачен. Не самая упрощенная задача.
Задача 4.
После того, как определили, какую сумму самого реализованного (или в последствии оплаченного) товара можно отнести на расходы надо рассчитать, какую модно списать сумму НДС по данному товару.
Один и тот же товар может приходоваться то с НДС, то без НДС (разные поставщики), да и стоимость товара может меняться, следовательно меняется и сумма НДС. Выходит, что сумму НДС надо считать параллельно со стоимостью товара. Методы, по всей видимости, те же: по средней стоимости (ФИФО, ЛИФО). А, следовательно, и этот вопрос надо выносить в учетную политику организации?
Таким образом, при отнесении на расходы себестоимости товара (либо при отгрузке, либо при последующей оплате поставщику за него), надо рассчитывать соответствующую ей сумму НДС. И рассчитать правильно.
Кстати, все эти вопросы касаются и тех, кто будет вести производственные операции (в части учета расходов при списании материалов в производство).
Ну и в заключении небольшой опрос:
1. Вы поняли, как правильно надо вести учет по упрощенной системе?
2. Если поняли, то согласны, что учет по ОСНО гораздо проще?
3. Вы слышали о том, что существует на рынке такая бухгалтерская программа, которая решит все эти задачи автоматически и представит Вам отчет, как именно все просчиталось (не «можно сделать», а именно существует)?
Буду благодарен за мнения.
Комментарий