Уточнен порядок начисления взносов для доплат к пенсии в сфере гражданской авиации
Проверены поправки, которыми был изменен порядок начисления взносов на доплату к пенсии членам гражданских летных экипажей.
Ими были сняты ограничения по максимальному размеру базы для начисления взносов (не более 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года по каждому такому работнику).
После отмены указанного порога взносы стали взиматься со всех выплат и вознаграждений.
КС РФ счел, что поправки конституционны в той мере, в какой они создают условия для соцобеспечения указанной категории работников. Цель изменений - восстановить положение по таким лицам, которое было до отмены ЕСН.
Между тем в ином аспекте данные изменения неконституционны. Они являются таковыми в той мере, в какой подобному регулированию была придана обратная сила.
Дело в том, что сам закон, который ввел эти изменения, вступил в силу с 27.12.2010, но его действие было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.
В итоге на практике возникли ситуации, когда авиакомпаниям, добросовестно платившим взносы в 2010 г. с применением лимита (т. е. по правилам, которые действовали в тот период), стали доначисляться суммы по итогам проверок, проводимых позже.
КС РФ пришел к выводу, что этим было ухудшено положение самих плательщиков взносов.
Тем самым был нарушен запрет на придание обратной силы закону, ухудшающему положение тех, кто вносит такие платежи.
Подобное регулирование не обеспечивает стабильность условий хозяйствования. Изменения потребовали от работодателей дополнительных затрат, нести которые они изначально не рассчитывали.
КС РФ озвучил, как должны применяться поправки.
С даты провозглашения этого постановления изменения не должны применяться в отношении базы для взносов за 2010 г.
Те деньги, за счет которых выплачивается доплата, и которые были внесены за 2010 г. (т. ч. на основании судебных решений) до этого постановления, не возвращаются авиакомпаниям и не зачитываются в счет будущих платежей.
Суммы, которые были исчислены с базы за 2010 г., превышающей лимит, не могут быть взысканы, а вынесенные решения по их взысканию не подлежат исполнению (если это еще не было сделано).
В распоряжении ПФР содержится перечень мероприятий, проводимых его территориальными органами по местонахождению плательщика, прекратившего деятельность, а также по месту нахождения правопреемника для случаев проведения реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения и других формах реорганизации.
Кроме того, разработаны формы документов, необходимых для обмена соответствующей информацией ("Опись передаваемых документов плательщика страховых взносов, изменившего местонахождение", "Информация о суммах страховых взносов", "Реестр переданной отделением ПФР.
Обновлен формат электронной формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе ФСС РФ
Изменения внесены в целях обеспечения приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в форме электронных документов в соответствии с приказом Минтруда России от 19.03.2013 N 107н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения".
Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос Министерства юстиции Российской Федерации от 23.07.2013 N 01/66116-ЮЛ и направляет для проведения правовой экспертизы письмо Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@.
Одновременно сообщается, что Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) с 01.01.2010 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 60 Федерального закона N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно положениям статей 26 и 27 Федерального закона N 212-ФЗ зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится органом контроля за уплатой страховых взносов (территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) по месту учета плательщика страховых взносов.
При этом, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, оформляет поручение на возврат и направляет его на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Федеральным законом от 10.12.2010 N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", Федеральным законом от 30.11.2011 N 373-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно, являлась Федеральная налоговая служба.
Федеральная налоговая служба совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации разработали порядок осуществления возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно. Порядок согласован с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и направлен по системе налоговых органов для использования в работе письмом от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509.
С 01.01.2013 в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 год" Федеральная налоговая служба не является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год. В связи с изменением законодательства, письмо ФНС России и ПФР от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509 утратило силу и не подлежит применению.
Новый вид страхования. Платим в ФСС, пока вроде 0,05%. В случае банкротства предприятия выплата компенсации из ФСС невыплаченной зарплаты, но не выше ограничения базы и не больше, чем за 3 месяца.
Комментарий