212-ФЗ
Статья 58.3. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года
(введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ)
1. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
│ Период │ Дополнительный тариф │
2013 год 4,0 процента
2014 год 6,0 процента
2015 год и последующие годы 9,0 процента.
────────────────────────────────────────────────── ─────────────────────────
2. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
│ Период │ Дополнительный тариф │
2013 год 2,0 процента
2014 год 4,0 процента
2015 год и последующие годы 6,0 процента.
────────────────────────────────────────────────── ─────────────────────────
Статья 58.3. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года
(введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ)
1. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
│ Период │ Дополнительный тариф │
2013 год 4,0 процента
2014 год 6,0 процента
2015 год и последующие годы 9,0 процента.
────────────────────────────────────────────────── ─────────────────────────
2. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
│ Период │ Дополнительный тариф │
2013 год 2,0 процента
2014 год 4,0 процента
2015 год и последующие годы 6,0 процента.
────────────────────────────────────────────────── ─────────────────────────
1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Но эти же виды работ также указаны в пп. 11 п.1 ст.27 173-ФЗ.
11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;
Руководствуясь статьей 58.3 212-ФЗ, делаем вывод что за работника по такой профессии, вернее с его выплат начислять и 4% и 2% дополнительного тарифа страховых взносов.
Каждый вид работ, указанных в подпунктах 1-18 п.1 ст.27 173-ФЗ имеет свое обозначение в «Классификаторе параметров перс. учета» в 192 м постановлении.
Пп.1 это «27-1»
Пп.11 это «27-11ГР» или «27-11ВП»
И применяться в перс. учете они могут только одновременно.
Самое важное, что пп.11 подразумевает только виды работ, кодируемых «27-11ГР» и «27-11ВП». И они применяются всегда в сочетании с кодом «27-1».
Других кодов, которые применяются на основании пп.11 п.1 ст.27 173-ФЗ больше нет.
Всех сбило с толку «Информационное сообщение ПФР от 21.02.2013». Там есть «дополнение 3 к разделу 3 Описание проверок…», в частности пункт 10.2 с таким текстом:
Проверка для сочетания кодов "27-1" и "27-11" или "27-14"
1 По всем формам СЗВ-6-4 при наличии в таблице "Период
работы за последние три месяца отчетного периода"
сочетания кодов "27-1" и "27-11" или "27-14"
обязательно наличие значений в графе "Сумма выплат и
иных вознаграждений, начисленных застрахованному лицу,
занятому на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта
1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" за соответствующие месяцы.
Значений в графе "Сумма выплат и иных вознаграждений,
начисленных застрахованному лицу, занятому на видах
работ, указанных в подпункте 2-18 пункта 1 статьи 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" за соответствующие месяцы отсутствует Ошибка 30
1 По всем формам СЗВ-6-4 при наличии в таблице "Период
работы за последние три месяца отчетного периода"
сочетания кодов "27-1" и "27-11" или "27-14"
обязательно наличие значений в графе "Сумма выплат и
иных вознаграждений, начисленных застрахованному лицу,
занятому на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта
1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" за соответствующие месяцы.
Значений в графе "Сумма выплат и иных вознаграждений,
начисленных застрахованному лицу, занятому на видах
работ, указанных в подпункте 2-18 пункта 1 статьи 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" за соответствующие месяцы отсутствует Ошибка 30
Получается, что существующие правила проверки противоречат Федеральному закону 212-ФЗ
Судя из текста части 2 статьи 58.3 212-ФЗ, а именно:
2. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
│ Период │ Дополнительный тариф │
2013 год 2,0 процента
│ Период │ Дополнительный тариф │
2013 год 2,0 процента
Получается, что за профессии, указанные в пп.11 вообще никто не требует начислять взносы 2%(ни УПФР, ни ОПФР, ни ППФ), потому что их всего 27-11ГР и 27-11ВП, и всё! И правила проверки отрицают уплату по тарифу 2%. Других видов работ из пп.11 мы не знаем, за которые можно было бы платить только 2%! Зачем тогда вообще о пп.11 упоминать в ст. 58.3 212-ФЗ???
В сложившейся ситуации предпочтение почему-то сделали правилам проверки, а не ФЗ.
Напрашиваются вполне справедливые вопросы:
- нужно исключить пункт 10.2 из правил проверки, или внести поправки в 212-ФЗ???
Например: часть 2 статьи 58.3 изложить в следующем содержании.
212-ФЗ
Статья 58.3
2. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 -10 и 12 – 18 пункта 1 Статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
2. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 -10 и 12 – 18 пункта 1 Статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
Самый главный вопрос: почему только 4%, а не 4%+2%=6%???
Ведь доп. тариф придумали для того, чтобы обеспечить затраты на выплату досрочных пенсий по льготным профессиям.
Можно рассмотреть ситуацию на примере того же проходчика…
1. Допустим, человек отработал только 10 лет на подземных работах «проходчиком», и еще 10 лет «дворником». Его общий стаж составит 20 лет, из них 10 лет «подземных работ». Значит ему назначат пенсию на основании пп.1 п.1 ст.27 173-ФЗ в возрасте 50 лет, т.е. на 10 лет раньше общеустановленного возраста (60 лет) Т.е. пенсионный фонд будет выплачивать ему пенсию на 10 лет больше, чем обычной категории пенсионеров. Вполне логично за формирование такого льготного права брать 4% со страхователя.
2. Но рассмотрим другую ситуацию. Допустим человек начал свою трудовую деятельность в 20-летнем возрасте по профессии «проходчика». Если он будет работать по этой профессии непрерывно 20 лет, то по достижении 40-летнего возраста он будет иметь право на назначение пенсии на основании пп.11 п.1 ст.27 173-ФЗ, т.е. на 20 лет раньше общеустановленного времени (60 лет). Т.е. пенсионный фонд будет выплачивать ему пенсию на 20 лет больше, чем обычной категории пенсионеров. Совершенно справедливо полагать, что за формирование такого льготного права у работника страхователю нужно помимо 4% еще доплачивать 2%.
Получается, что такая специальность попадает сразу и под 4% и под 2% доп. тарифа, итого 6%.Совершенно справедливо так полагать, так как существуют риски дополнительных затрат, связанных с более длительным сроком пенсионного обеспечения работников именно этой профессии.
Весь 1 квартал 2013 уже приняли руководствуясь правилами проверки из «Информационного сообщения ПФР…», а не 212-ФЗ!!!
Как вам ситуация???
Пожалуйста, выскажите свое мнение.
Особенная просьба высказаться представителям ПФР, участвующим в обсуждении на этом форуме. Может быть, кто-то выскажет (конечно же неофициально) мнение своего начальства по этому поводу (я имею ввиду сотрудников ПФР)
Комментарий